Нормативно-правовые основания деятельности РИП
Приказ МОиН СО от 01.10.2015г. №383-од
Приказ МОиН СО от 16.04.2018 г. №155-од «О внесении изменений в приказ МОиН СО от 01.10.2015 г. №383-од»
Нормативно-правовое обеспечение реализации деятельности РИП с 2024 по 2025 год
Заявление на признание организации-соискателя РИП
Паспорт инновационного проекта
Обоснование возможности реализации инновационного проекта в соответствии с законодательством РФ об образовании
3. Обоснование возможности_реализации РИП_2024
Решение органа самоуправления организации-соискателя об участии в реализации проекта
4.Выписка из протокола по РИП.
Приказ МОиН СО от 15.08.2024 года №610-од «О признании в 2024 году организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, расположенных на территории Самарской области, региональными инновационными площадками в сфере образования»
Отчетная документация о реализации деятельности РИП за 2024-2025 учебный год
I. Окружной этап регионального Чемпионата «Будущие профессионалы 5+» 2024 года
449 ПРИКАЗ Окружной этап Чемпионата Будущие профессионалы 5
507-од Приказ СВУ Итоги Окружного этапа Чемпионата Будущие профессионалы 5 (2)
https://vk.com/wall-228553529_8
II. Региональный Чемпионат «Шаг в профессию» для детей с ОВЗ
Сертификат участника «Регионального Чемпионата «Шаг в профессию» для детей с ОВЗ
III. Областной фестиваль педагогических команд образовательных организаций, признанных региональными инновационными площадками в сфере образования Самарской области
3 декабря 2024 года на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Института развития образования»состоялся Областной фестиваль педагогических команд образовательных организаций, признанных региональными инновационными площадками в сфере образования Самарской области. Свой опыт работы представили педагоги СП «Детский сад Теремок» ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы Шматенко Н.В. и Сидорова А.В. по теме РИП «Дошколята на планете профессий» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.


IV. Разработка сюжетно-ролевых игр
«Мы строители» https://vk.com/wall-228553529_22
В подготовительной компенсирующей группе «Непоседы» была организована сюжетно-ролевая игра «Мы строители», направленная на раннюю профориентацию дошкольников.
Разыгрывая разные ситуации, дети чувствуют и действуют так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ходе игры ребята познакомились со строительными специальностями, разделились на группы, распределили роли и дружно приступили к работе.
Архитекторы, строители, каменщики, водители и, конечно, прораб увлеченно и с большим энтузиазмом возводили здание детского сада из прочного строительного материала — кирпича. А компания «Озеленители» оформила возле детского сада зеленые клумбы.
Юные строители и озеленители приложили немало усилий и проявили воображение, чтобы в срок «сдать объект».
Воспитатель: Глухова С.Н.
«На приёме у врача» https://vk.com/wall-228553529_26
В старшей компенсирующей группе «Пчелки» была организована сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» по ранней профориентации.
В ходе игры дети принимали разные роли:
— Врач: приглашал больных, осматривал, слушал фонендоскопом, проверял зрение.
— Медицинская сестра: измеряла температуру, делала прививки, давала лекарства и выписывала рецепты.
Игровая деятельность вызвала большой интерес у детей. Все были увлечены процессом и активно участвовали в игре, что способствовало развитию их социальных навыков и пониманию профессии врача.
Такой подход помогает детям осознать значимость медицинских специалистов и развивает навыки сотрудничества и эмпатии.
Воспитатель: Шматенко Н.В
«Почта» https://vk.com/wall-228553529_34
В рамках ранней профориентации дошкольников в разновозрастной группе «Почемучки» была организована увлекательная сюжетно-ролевая игра «Почта». В условиях современного мира, где цифровые технологии занимают важное место, дети становятся всё менее знакомыми с традиционной работой почты.
Дошкольники с большим воодушевлением распределяли роли: некоторые стали почтальонами, другие – отправителями посылок и писем. Они активно подбирали атрибуты – конверты, почтовые ящики и даже специальные униформы для почтальонов. Эти детали сделали игру более реалистичной и увлекательной.
В ходе игры ребята не только расширили свои представления об услугах, которые предоставляет почтовая служба: отправка и получение писем, посылок, информационных извещений. Все воспитанники группы активно участвовали в процессе, и каждый получил огромное удовольствие и новые знания об этой важной сфере нашей жизни.
Воспитатель: Вязникова Ю.А.
«Повар» https://vk.com/wall-228553529_40
Сюжетно-ролевая игра не только развлекает детей, но и является важной частью образовательного процесса в детском саду. Игра «Повар», организованная для старшей компенсирующей группы «Звездочки», направлена на расширение представлений детей о труде работников кафе и формирование культурного поведения в общественных местах.
Ребята сами выбирали роли: повара, официанта и посетителей.
Повар готовил разнообразные блюда, что знакомило детей с ключевыми аспектами кухни и основами кулинарии. Официанты развивали свои навыки обслуживания, учились правильно подносить еду, общаться с «гостями» и проявлять вежливость. Посетители, в свою очередь, показывали, как правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками, что способствовало выработке привычек культурного поведения за столом.
Эта игра не только принесла детям удовольствие, но и расширила их знания о профессиях и основах культурного поведения в общественных местах.
Воспитатель: Матыцина Т.В.
«Мини-маркет» https://vk.com/wall-228553529_44
С целью формирования основ ранней профориентации у детей среднего дошкольного возраста в разновозрастной группе «Почемучки» была проведена увлекательная сюжетно-ролевая игра «Мини — маркет».
Это игра позволила детям лучше познакомиться с различными профессиями, связанными с торговлей и обслуживанием.
В процессе игры дети выполняли различные роли: покупателей, продавца-кассира и охранника. Они с большим энтузиазмом включились в игровую деятельность, где имитировали процесс покупки и продажи товаров.
В результате у детей возникли положительные эмоции и интерес к различным профессиям, что в дальнейшем поможет им в выборе будущей сферы деятельности.
Воспитатель: Вязникова Ю.А.
«Больница» https://vk.com/wall-228553529_51
В рамках профориентационной работы в старшей компенсирующей группе «Звездочки» была организована сюжетно-ролевая игра «Больница».
В ходе игры дети познакомились с деятельностью медицинского персонала, закрепили названия медицинских инструментов, принимали «пациентов» и давали им рекомендации по лечению.
Такая игра воспитывает чуткое и внимательное отношение к заболевшим, доброту и отзывчивость, а также уважение к профессии врача. Она формирует умение творчески развивать сюжет игры, используя предметы-заместители.
Воспитатель: Лондарь Е.А.
«Полиция» https://vk.com/wall-228553529_57
В рамках профориентационной работы в группе «Звездочки» была организована сюжетно-ролевая игра «Полиция». Дети распределили между собой роли, включая продавца, покупателей, грабителей, полицейских и судью. Сюжет начался с того, что преступники врываются в магазин, угрожая пистолетом, похищают деньги и скрываются с места преступления. Продавец вызывает полицию, и вскоре оперативная группа из двух сотрудников направляется на место происшествия.
В ходе расследования полицейские опрашивают свидетелей, фотографируют место преступления, ищут улики и составляют протокол, фиксируя каждую деталь. Благодаря своей настойчивости и профессионализму полицейские находят преступников.
На последующем заседании суда судья выносит справедливый приговор: «Так как преступники раскаялись и вернули похищенные деньги, в качестве наказания они будут работать целый год грузчиками в ограбленном магазине».
Таким образом, игра позволила детям понять основные аспекты правоохранительных действий и справедливости.
Воспитатель: Лондарь Е.А.
«Школа» https://vk.com/wall-228553529_68
В старшей компенсирующей группе «Пчелки» была организована сюжетно-ролевая игра «Школа», направленная на раннюю профориентацию. Эта игра предоставила детям возможность погрузиться в мир школьной жизни и освоить разные роли. Играя, воспитанники отразили взаимоотношения учителя и учеников, понимание того, что делают дети и взрослые в школе, какие обязанности есть у каждого.
Ребята познакомились с профессией учитель, что в дальнейшем поможет им в выборе будущей сферы деятельности.
Воспитатель: Шматенко Н.В.
V. Организация экскурсий
«Экскурсия в школу» https://vk.com/wall-228553529_21
В рамках реализации региональной инновационной площадки «Дошколята на планете профессий» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализуется план, включающий различные формы работы.
Главная цель экскурсий — помочь детям сформировать конкретные представления и впечатления о мире вокруг них на основе собственных наблюдений.
Для формирования представлений о профессиях, связанных с работой в школе, была организована экскурсия для детей. В ходе мероприятия дошкольников провели по зданию школы. В учебном классе они посидели за партами, писали мелом на доске и общались с учителями. Также дети посетили музей, кабинет директора и «Точку роста».
Экскурсия произвела на них большое впечатление, и с положительными эмоциями ребята вернулись в свой любимый детский сад.
«Экскурсия на почту» https://vk.com/wall-228553529_25
В рамках реализации региональной инновационной площадки «Дошколята на планете профессий» по ранней профориентации для воспитанников старших групп была организована экскурсия в отделение почтовой связи.
Основная цель экскурсии — расширение образовательного пространства. Яркие впечатления способствуют тому, что дети хорошо запоминают информацию, которую получают и видят.
Ребята познакомились с почтовым отделением и основными функциями почты. Узнали, что на почте можно купить газеты, журналы, отправить письма и открытки, а также оплатить различные услуги. Воспитанники выяснили, что такое почтовый ящик и для чего в него опускают письма и открытки. Также детям рассказали, как почта достигает адресатов. Дети получили огромное удовольствие от этой экскурсии.
Воспитатели: Глухова С.Н., Матыцина Т.В., Шматенко Н.В.
«Экскурсия в пожарную часть» https://vk.com/wall-228553529_32
В рамках профориентационной работы воспитанники старших групп СП «Детский сад Теремок» осенью побывали в гостях у спасателей, посетив пожарную часть.
Главная цель экскурсии – познакомить дошкольников с нелегкой, но очень важной профессией пожарного. Сотрудники рассказали о своей нелегкой работе, о правилах пожарной безопасности. Они продемонстрировали специальное снаряжение и обмундирование, рассказали об устройстве и оснащении пожарной машины и пустили детей посидеть внутри кабины. Пожарные рассказали о защитном снаряжении и показали его в деле. Каждый желающий смог примерить тяжелую амуницию огнеборца.
Экскурсия с детьми в пожарную часть стала для ребят ярким и запоминающимся событием. Ребята получили массу впечатлений, узнали много нового о работе пожарных.
Воспитатели: Шматенко Н.В., Матыцина Т.В., Глухова С.Н.
«Экскурсия в полицию» https://vk.com/wall-228553529_39
В рамках профориентационной работы воспитанники старших групп СП «Детский сад Теремок» посетили отделение полиции.
Сотрудники полиции рассказали детям о трудностях, большой ответственности и престиже профессии полицейского.
Сотрудники отделения показали ребятам современное вооружение, которым экипируется полицейский, выходя на свое дежурство, защищая жизнь гражданина, а также детям продемонстрировали спецодежду. Ребята остались, очень довольны, когда им надели каску, бронежилет, дали подержать в руках наручники.
Затем сотрудники полиции напомнили юным посетителям о правилах дорожного движения. Это было не только занимательно, но и полезно, ведь безопасность на дороге важна для каждого.
А еще полицейские объяснили, для чего необходимы отпечатки пальцев, и с некоторых детей сняли отпечатки – это добавило еще больше интереса к процессу.
Настоящим сюрпризом для дошкольников стало знакомство со служебной собакой. Сотрудники рассказали, как именно служебные собаки помогают в раскрытии преступлений и поиске людей.
В завершение экскурсии ребята выразили свою благодарность полицейским, а также поделились необычными впечатлениями друг с другом. Такой визит не только расширил их кругозор, но и вдохновил на дальнейшие размышления о своей будущей профессии.
Воспитатели: Глухова С.Н., Шматенко Н.В., Матыцина Т.В.
«Экскурсия в библиотеку» https://vk.com/wall-228553529_64
В рамках реализации региональной инновационной площадки «Дошколята на планете профессий» по ранней профориентации для воспитанников старших групп была организована экскурсия в детскую библиотеку.
Сотрудники библиотеки тепло встретили ребят и предложили им отправиться в захватывающее путешествие в «Мир книги». Дети с большим интересом слушали рассказ библиотекаря, которая не только познакомила их с разнообразной экспозицией книг и коллекцией журналов, но и рассказала о значении чтения в жизни человека. Она объяснила важные правила обращения с книгами, а также правила поведения в библиотеке и читальном зале. Это мероприятие способствовало развитию интереса к чтению и расширению профессиональных ориентиров у детей.
VI. Способы экспертизы (диагностический материал)
- Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера)
- Диагностическая карта по изучению представлений о труде взрослых
- Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
- Метод «парных сравнений»
- Методика неоконченных предложений
- Опросник для родителей «Знает ли Ваш ребенок»
- Показатели результатов профориентационной подготовки воспитанников
- Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)
- Профориентационный опросник (Е. И. Климов)
VI. Публикации материала по работе РИП